Откуда берутся парадоксы? Часть 2

Один из самых знаменитых парадоксов — философа Зенона об Ахилле, пытающемся догнать черепаху, имеющую фору 5 м. По рассуждению Зенона, за первую половину секунды Ахилл пробегает 2,5 м, за следующую четверть секунды — 1,25 м, за следующую восьмую секунды — 5/8 м, и т. д. Деля временной интервал пополам на каждом шаге, мы получаем, что Ахилл проходит каждый раз лишь половину оставшегося расстояния до черепахи, откуда Зенон заключает, что Ахилл никогда не догонит черепаху.

Парадокс Зенона решили путем убывающей последовательности, которая может быть сходящейся и иметь конечную сумму (Ахилл догонит черепаху через 11 секунд). Но это решение противоречит условиям задачи, когда всякий раз между состязающимися должно оставаться отличное от нуля расстояние. Эйнштейн решил эту проблему, «свернув пространство «в трубочку», подогнав саму черепаху к Ахиллу, последствия такого решения мы знаем.

Основная мысль апорий Зенона Элейского состоит в том, что дискретность, множественность и движение характеризуют лишь чувственную картину мира, но она заведомо недостоверна. Зенон считал, что движения не существует, а истинная картина мира постигается только мышлением и теоретическим исследованием. Он, как и его учитель, считал, что Вселенная представляет собой неподвижный, неизменный, плотный и «единовидный» шар.

В историю развития науки и логики Зенон внес свой существенный вклад, который надо рассматривать вместе с теорией «апейрона» ионийских философов. С «рекой», в которую нельзя войти дважды, Гераклита Эфесского. С числом, которое рассматривалось пифагорейской школой как дискретная единица, наделенная собственным пространственным измерением. В спорах с ними Зенон и использовал свои парадоксы.

Он выработал метод опровержения противников, задавая серии вопросов, отвечая на которые, собеседник был вынужден прийти к самым необычным парадоксам. Его тактика сводилась не к защите своей точки зрения, а к демонстрации того, что из утверждений его оппонентов возникают еще большие нелепости. Этот метод, получивший название «диалектического», впоследствии использовали не только философы и схоласты, но и демагоги.

Зенон старался доказать, что все сущее должно быть единым и неподвижным, основывая свое доказательство на бесконечной делимости любой непрерывности. В XVII веке концепцию «единого мира» поддержал Барух Спиноза, приняв за постулат теорию единичности и единства творящей себя во всех своих атрибутах субстанции — природы, отождествленной с Богом. Такое постулирование единого начала бытия, многообразного в своих противоположностях, было умозрительным.

Сегодня дискретный момент времени определен как момент времени, состоящий из отдельных частей, прерывный и дробный. А с точки зрения «чистой энергии», мы можем вывести усредненные взаиморасчеты действия, например, сколько километров (или килограммов) наговорил человек за 1 квант времени. Только эти расчеты некуда пока приспособить, кроме как в давно существующей шутке, что одномоментное занятие сексом по затратам энергии равноценно тому, что разгрузить вагон угля.

Из представителей параллельного мира мы знаем только о бестелесных сущностях, появляющихся иногда перед людьми, и светящихся объектах, которые «материализуются» внезапно. Это огни «Святого Эльма» и шаровая молния, которая способна не только маневрировать и облетать различные препятствия на своем пути, но и обладает способностью проходить сквозь стены. Существует гипотеза, что шаровая молния является разумным плазмоидом, природа существования которого до сих пор не открыта.

Предсказание в 1928 году английским физиком Полем Дираком, что у электрона должен существовать двойник, отличающийся от него только знаком электрического заряда, открыло окно в антимир. Наука вплотную занялась изучением проблемы получения антивещества. Перспектива этих изучений неясна и представлена на уровне фантастики. Это хорошо проиллюстрировано в фильме ужасов Стивена Кинга «Лангольеры», которые поедают не только людей и предметы, но и само пространство…

Если мы вторгаемся в параллельный мир, то, надо полагать, жители этого мира также хотят пообщаться с нами. Можно предложить и такой сюжет в жанре научно-фантастического бреда — триллер с названием «Из жизни тварей». Где вирусы — мельчайшие живые белковые организмы, рассуждают на своей научной конференции, что делать с мутирующими людьми и животными в постоянно изменяющихся условиях окружающего мира.

Можно пофантазировать, как «вирус-паразит» с ученым званием академика разрабатывает свою теорию быстрого бактерицидного заражения окрестностей (человека) и делает об этом доклад перед такими же учеными вирусами. В этом и состоит парадокс, когда ядами можно лечить человека, а уже, казалось бы, побежденные, болезнетворные организмы вдруг снова возрождаются и постоянно видоизменяются.

Я считаю, что парадокс Зенона был решен задолго до того времени, как он представил его ученому миру. Впервые об Ахиллесе и других героях древней Греции мы узнаем из поэтических произведений Гомера «Илиада» и «Одиссея». Ахиллес, сын смертного царя Пелея и нимфы Фетиды, подобно Прометею, приближен к богам Олимпийцам, которые присутствовали при его рождении.

Таким образом, парадокс Зенона разрешим способом, который мы знаем из мифологии. Как же можно победить «непобедимого» Ахиллеса? Это обездвижить его, поразив стрелой в пятку (Ахиллесова пята). А раз движения не существует, то Ахиллес должен был бежать на месте. Остановив же Ахиллеса на старте, всегда можно найти способ приблизить его к черепахе.

Ахиллово сухожилие представляет собой прочный шнур из соединительной ткани, тянущийся от икроножных мышц к пятке, где он и прикрепляется. Икроножные мышцы и ахиллово сухожилие играют важнейшую роль в процессе ходьбы человека — опускают и поднимают пятки и стопы.




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: