Почему город называется Кольчугино?
В середине XII века Юрий Долгорукий построил неподалеку от Владимира город Юрьев-Польский. Юрьевым этот город назывался по имени основателя. А вот никакой связи с Польшей у него не было. Ведь страны с таким названием в то время еще не существовало. Прозвище «Польский» город получил из-за того, что был окружен полями.
В древнерусские времена этот степной «остров», со всех сторон окруженный лесами, называли Опольем, а еще Залесской Русью, поскольку находились эти земли за большим, просто-таки великим, лесом, который тянулся аж от Рязани. В центре Ополья стоял Суздаль, а другие крупные города — Владимир, Муром, Ростов Великий, Переславль-Залесский и тот же Юрьев-Польский — сторожили его края.
В тридцати километрах от Юрьева-Польского находится город, который называется Кольчугино. Услышав это название впервые, задумываешься: неужели здесь когда-то делали кольчуги? Ничего подобного! Город этот относительно молодой и назван по имени Александра Григорьевича Кольчугина (1839 — 1899).
Кем был Александр Кольчугин? Был он московским купцом второй гильдии. Из дали лет мы вряд ли скажем, чем первая купеческая гильдия отличалась от второй. А была ведь еще и третья…
А отличались они размером капитала, который следовало объявить для вступления в гильдию. Претенденту верили, можно сказать, на слово, но купеческое слово в данном случае не обгоняло дело. Ведь за заявленный капитал надо было платить налоги и гильдейскую подать в размере 1% суммы капитала.
Размер заявленного капитала определял и размах деятельности. Купечество первой гильдии обладало широчайшими для дореволюционной России правами. Среди этих прав было право свободного перемещения по стране, право ведения заграничной торговли и владения морскими судами. Купцы второй гильдии имели право владеть речными судами. Купцы как первой, так и второй гильдии могли быть владельцами заводов и фабрик. Областью деятельности купцов третьей гильдии была мелочная торговля, ремесло, содержание постоялых дворов и трактиров.
Купец второй гильдии А. Г. Кольчугин был человеком деятельным и инициативным. Семейство Кольчугиных издавна занималось торговлей медью и латунью, поставляло на рынок проволоку и прокат из этих металлов. В последнюю треть XIX века спрос на латунь в России резко повысился. Почему? Потому что из латуни изготавливали оружейные патроны и капсюли.
Рост спроса подстегивает предложение. Кольчугин решил закрыть свой старый завод в районе Серпухова и открыть новое производство на новом месте. Такое место было найдено во Владимирской губернии, где Кольчугин купил бумагоделательную фабрику в районе деревни Литвиново, на речке Беленькой.
За ссудой Кольчугин обратился к одному из «смежников», торговому дому «Вогау и Ко», у которых он покупал для прежнего производства медь и латунь. Доходы компании были огромны. В 1882 году её основной капитал превысил 1 миллион фунтов стерлингов и постоянно рос. Компания была учредителем нескольких банков, имела свое страховое общество. Так что еще большой вопрос, кто у кого был «смежником».
Компания согласилась выдать Кольчугину денег даже больше, чем он просил. Кредит в 100 тысяч рублей Александр Григорьевич получил для создания современного (по тем временам) производства с паровыми машинами, приводившими в действие новейшие прокатные станы. Кредиторы посоветовали Кольчугину не ограничиваться производством латуни, но освоить также прокат листов из меди. Медные листы шли на изготовление паровозных топок. Вогау знали рынок лучше Кольчугина. Тоже разница между первой и второй купеческими гильдиями.
В 1876 году возникло «Товарищество латунного и меднопрокатного заводов Кольчугина». Вокруг заводов вырос рабочий поселок, который стал называться Кольчугино. Сам А. Г. Кольчугин был директором-распорядителем компании до 1886 года. В 1887 году он вышел из правления, продал ему свой пай и более в предприятие его не интересовало.
Деятельность Кольчугина сосредоточилась в Москве. В 1888 году он стал главой правления акционерного «Общества Верхних торговых рядов на Красной площади в Москве». При его участии напротив Кремля было построено эклектическое здание в псевдорусском стиле, которое сегодня называется ГУМ. В 1890 году А. Г. Кольчугин возглавил акционерное общество «Средние торговые ряды». Фасад этого здания находится как раз напротив Собора Василия Блаженного и смотрит прямо на Спасскую башню.
Судьбы города и его основателя разошлись, но имя-то осталось. А малость населенного пункта защитила его от дальнейших переименований. Более того, уже в годы советской власти, в 1931 году, рабочий поселок Кольчугинский получил статус города и был переименован в Кольчугино.
«Медерасковочный и проволочный завод» в Кольчугино до революции был не единственным в своей отрасли, но лучшим предприятием. На его долю приходилось более 60% государственных заказов на медные и латунные изделия. Медная проволока, которую катали на заводе, пользовалась большим спросом в развивающейся электротехнической промышленности. А качественную латунную ленту для патронов в то время могли прокатывать только здесь.
Завод производил также металлическую посуду. Красивые, золотистого цвета самовары, чайники и посуда получались из особого вида латуни — томпака. До революции в России вошли в моду подстаканники, и завод в Кольчугино был практически монополистом по производству этих изделий, немало удивлявших иностранцев.
Достоинством завода было также его расположение рядом с Москвой, которая стала крупнейшим в стране железнодорожным узлом. До завода протянули железнодорожную ветку из недалекого Александрова. Не стало проблем с вывозом продукции, а заводской поселок как бы приблизился к Москве.
Как сказал когда-то Черчилль, социалисты так и норовят национализировать то, что хорошо работает. Естественно, что завод в Кольчугино был национализирован в первый год революции, летом 1918 года. Он стал называться «Первым государственным медеобрабатывающим заводом».
Но ассортимент производства не ограничивался только медными сплавами. Завод начал работать и на авиационную промышленность. В 1917 году немецкая компания «Юнкерс» («Junkers») начала производить цельнометаллические самолеты из нового алюминиевого сплава, который назывался дюралюминий. Один из таких самолетов попал в Советскую Россию.
Инженер-металлург В. А. Буталов тщательно исследовал состав дюралюминия, в результате чего был получен аналогичный алюминиевый сплав, отличавшийся от дюралюминия только большим содержанием никеля. Сплав этот назвали «кольчугалюминий». Уже в 1923 году завод начал выпуск гофрированных листов из этого металла, которые тут же нашли применение в авиационной промышленности. В 1925 году взлетел первый экспериментальный самолет АНТ-2 с корпусом и крыльями из кольчугинского алюминия.
В 1930-е годы в Кольчугине разработали сплавы для электротехнической промышленности. А в 1939 году из металлургического производства выделился отдельный кабельный завод. Во время войны, как это часто случалось, предприятие «размножилось». Кольчугинский завод эвакуировали на Урал и в Казахстан, где в результате этого образовались пять новых заводов.
Все годы своего существования, уже 130 лет, кольчугинский завод цветных металлов был градообразующим предприятием. Это значило, что практически все население города работало на этом заводе. Практически все городское хозяйство также принадлежало заводу.
После развала Советского Союза маленькому Кольчугину привалило большое счастье. Завод выжил, а значит остался на плаву и город, жители которого с гордостью (или же без гордости) говорят о себе: «Мы — кольчугинцы».