Свято-Успенская Почаевская Лавра
В семидесяти километрах от Тернополя на высокой каменистой горе возвышается Свято-Успенская Почаевская Лавра — второй Иерусалим. Так ее называют из-за повторения иерусалимского чуда: как Господь Иисус Христос оставил cвои следы на горе Елеонской во время Вознесения на небо, так и Божия Матерь — на горе Почаевской. Cвятая стопа отпечаталась на камне, как на мягком воске…
Рассказывают, что 21 июля 1675 года монастырь осадили турки, разорявшие Волынь. Хоть монахи-воины и держали оборону, но вряд ли смогли одолеть турецкое войско. А утром третьего дня в небе предстала Богородица во главе Небесного воинства, невидимая защитникам монастыря, но прекрасно видимая туркам. Турецкие стрелы, пущенные в небо, возвращались и поражали нападавших. Конечно же турки бежали. Раненных взяли в плен и многие из них, приняв христианство, остались при монастыре.
Этот древнейший монастырь отмечен особым присутствием Матери Божией и Благодати Господней: здесь Пресвятая Дева оставила на скале отпечаток своей стопы; в обители подвизался великий подвижник Православия преподобный Иов Почаевский; эту землю прославила на весь мир чудотворная Почаевская икона Божией Матери.
Местные монахи возникновение известного монастыря связывают с Киево-Печерскими иноками.После уничтожения в 1240 году Киева полчищами монгольского хана Батыя, Печерские старцы идут на Волынь в поисках убежища и находят его на скалистой, покрытой густым лесом горе, где и поселяются.
Тогда же и явилась им Царица Небесная, в огненном пламени, подобном неопалимой купине, с короною на голове и скипетром в руке, оставив на камне след своей правой стопы, из которого начала источаться целебная вода.
Почаевская Лавра -единственный монастырь в России,который не закрывался в советское время. Хотя были репрессии, давление, но удержались монахи.Сразу за вратами,в центре,Лаврская колокольня,справа — Троицкий собор.В 1883 году решением Святейшего Синода Почаевский монастырь получил статус Лавры.
Троицкий собор — великолепный памятник нео-русского стиля.Украшением храма стали мозаичные панно по эскизам Николая Рериха и самого арх. Щусева(потом он построит Мавзолей в Москве).
Еще один вход
Иконостас пред алтарем. Росписи, иконы — все сохранилось со времени постройки собора, то есть это единый ансамбль которому более 100 лет
Сцена адских мук на западной стене собора, которая открывается, когда поворачиваешься спиной к алтарю.
Летняя часовня
Витражи летнего алтаря
Рассвет
Витраж «Святая вечеря»
Вечер
Вид на вход в монастырь. Он на горе,поэтому подъем вверх, к Успенскому собору.
Это гораздо более древний Успенский собор — конца 18 века, трехнефнаячасовня в честь 2000-летия Рождества Христова.Успенский собор построен над местом,где остался отпечаток стопыПресвятая Дева.
Стопа Богоматери (отпечаток ноги на плотном известковом туфе)является неоскудевающим источником великих чудотворений. Вода в этой стопе никогда не переливается через край и не убавляется, несмотря на то, что неисчислимые богомольцы постоянно наполняют ею сосуды для исцеления от недугов.Этому Почаевскому чуду уже более 650 лет.
В 1807 году Успенском храме появились росписи талантливого украинского художника Луки Долинского. А позднее иконопись выдающихся русских художников Васильева и Нестерова.
Вверху иконостаса — знаменитая икона Почаевской Богоматери, к которой едут и едут паломники. Икону для поклонения опускают на веревках, специальным механизмом.
Икона Богородицы является самой прославленной святыней обители.В конце 16 века греческий митрополит Неофит, проезжая через имение помещицы Анны Гойской, подарил ей икону Божьей Матери. Со временем стали замечать дивный свет, исходящий из иконы. А когда перед иконой начались исцеления, госпожа Гойская передала икону монастырю. Сейчас икона Божьей Матери, именуемая Почаевской, находится в главном храме Лавры — Успения Божьей Матери. Высоко-высоко под куполом сияет она в роскошном убранстве, но каждое утро ее спускают вниз и поднимают только после того, как иссякнет вереница молящихся.
Пещерная церковь святого Иова Почаевского
Пожалуй, самое загадочное место в Почаевской Лавре — пещерка преподобного Иова. В нее может вползти далеко не всякий человек. Каждый, кто в ней побывал, надолго запомнит и скользкие стены, и ощущение полной замкнутости и тесноты. В пещерке невозможно ни сесть, ни лечь, ни вытянуть ноги. Остается лишь удивляться, как святой Иов проводил в таких условиях целые дни и недели. От многодневного стояния на коленях в молитве ноги Иова отекали так, что покрывались язвами. Следы от них остались на его нетленных мощах, находящихся в пещерном храме, освещаемом лишь пламенем свечей.
Замечательные росписи
По стенам — русские святые разных веков.
Те, кто побывал в пещерке — рассказывают впечатления тем, кто только готовится. Там узенький проход, куда нужно нырять вниз. И вот что удивительно:многие полные люди — проходят легко, а многие худые — застревают.
по пути в Успенский собор, такая ниша на аллее
Лавра постоянно расстраивается..Это один из новых храмов
Церковь Великомученицы Варвары
Согласно распространенной версии, название лавры произошло от «Почайны» — бывшего правого притока Днепра, протекавшего в Киеве у Киево-Печерской лавры.Считается, что монахи, основавшие Почаевскую лавру, дали ей название в честь днепровского притока. Название же самой Почайны идет от древнеславянского «почаина» — «вода, влага».
Каждый, кто посетил Почаевскую Лавру, скажет, что это необыкновенное место. Здесь одновременно ощущается современность и древность, мир горний и мир дольний. Здесь камни дышат веками и воздух пронизан людскими молитвами. Здесь можно подумать о вечном и по-другому взглянуть на сиюминутное