Календарь стабильный в новом проекте 71/400
Идеи реформы календаря
Григорианский календарь, располагая достаточной точностью и хорошей системой високосов, в тоже время имеет несовершенную внутреннюю структуру, дошедшую до нашего времени практически в неизменном виде со времен правления императора Августа. Удивляясь сложности, например, календаря майя, мы в тоже время терпимы к внутренней неурядице нашего календаря. Основные недостатки современного календаря заключаются в следующем:
а) содержание неодинакового количества дней в месяцах (28,29,30,31), кварталах (90,91,92), полугодиях (181,182,184) и как следствие отсутствие точных внутренних циклов;
б) несоизмеримость дней недели как с годом, так ни с одной его внутренней структурой (месяцем, кварталом, полугодием), в результате имеем постоянное «скольжение» дней недели по числам месяцев.
В общем итоге, мы вынуждены каждый год пользоваться новым календарем. Постоянно возникают трудности или неудобства при составлении производственных графиков, в связи с колебанием рабочих дней от 20 до 23 в различных месяцах, планировании, составлении расписаний и др. По сути, на протяжении жизни, мы пользуемся двумя календарями - недельным и месячным. Трудовая деятельность людей связана с семидневной неделей, непрерывным чередованием рабочих и выходных дней, независимо от того на какое число месяца они приходятся, а вот финансирование, все возможные отчеты и распределения – с месяцем (кварталом, полугодием).
Идеи реформирования внутренней структуры григорианского календаря возникли еще в XIX веке. В этом веке и были предложены два проекта, из множества существующих, сохранивших свою актуальность до настоящего времени. В проекте, предложенном в 1849 г. философом Огюстом Кантом, год состоит из 13 месяцев по 28 дней. Следовательно, месяцы согласованы с семидневной неделей (7×4=28) и начинаются с воскресенья. Так как год получался (13×28) равным 364 дням в конце простого года вводится день отдыха, не имеющий ни числа, ни дня недели. В високосном году вставлялся дополнительно аналогичный день в конце VI месяца. К недостаткам календаря относят то, что при делении года на кварталы и полугодия, придется дробить и месяцы, а также наличие «пустых» дней.
Второй проект, предложен в 1888 г. астрономом Гюставом Армелином. Он имеет большое сходство кумранским календарем и состоит из 12 месяцев, которые делятся на четыре квартала по (31+30+30)=91 дню. Кварталы согласованы с семидневной неделей (91/7=13 недель) и первый день каждого квартала начинается с воскресенья. Для согласования средней длительности года с григорианским календарем аналогично, как и в предыдущем проекте, в простом году вводится один а, в високосном два дополнительных праздничных дня без числа и дня недели. Начало второго и третьего месяцев квартала приходится на рабочие дни недели (соответственно среду и пятницу), что является недочетом календаря.
Надо быть признательным людям, входившим в Международную ассоциацию всемирного календаря и проводившим огромную работу по популяризации и подготовке введения всемирного календаря. Проекты реформы григорианского календаря обсуждались в 30-х годах XX века в специальной комиссии Лиги Наций. Однако реально подошли к решению этого вопроса на 21-й сессии Экономического совета ООН в 1956 г. по инициативе Индии. Из множества предложенных вариантов календарей, был признан наиболее приемлемым проект Армелина. Его поддержали СССР, Индия, Франция, Югославия, Чехословакия и ряд других стран. Но, к сожалению правительства США, Великобритании, Нидерландов, Индонезии и других государств, на которые большое влияние оказала церковь, отказались поддержать проект календаря.
Позиция церкви состоит в том, что в виду ввода одного или двух «пустых» дней в году нарушается непрерывный счет недели. По этой причине праздничные дни (воскресенье, суббота, пятница соответственно у христиан, иудеев, мусульман) и пасхальные праздники сместятся на другие дни недели. Отношение христианской церкви к возможной реформе календаря меняется, она не возражает против принятия таких вечных календарей, которые сохраняют семидневную неделю с непрерывным счетом дней.
Выходом из сложившейся непростой ситуации может стать календарь, который согласуется своей внешней и внутренней структурами с семидневной неделей и естественно не имеет «пустых» дней. Проект такого календаря, назовем его недельно-солнечным, автор предлагает для обсуждения.
Недельно-солнечный календарь 71/400
Основой недельно-солнечного календаря является длительность тропическогого года, но выраженная не в сутках как в солнечном календаре, а в количестве семидневных недель. Разделим длительность тропического года на семь дней (количество дней в неделе) в результате получаем:
1 тропический год = 365,2421988/7 = 52,1774557 (недель)
Следовательно, простой календарный год должен содержать 52, а високосный – 53 недели. Теперь необходимо определить порядок чередования простых и високосных лет, иначе говоря, найти подходящий цикл, в котором средняя продолжительность календарного года приблизительно соответствовала бы тропическому году. По теории, разложением дробной части (0,1774557) по правилу цепной дроби, получаем следующую последовательность подходящих дробей: К = 1/5; 1/6; 2/11; 3/17; 8/45; 11/62; 74/417; … Число, стоящее в знаменателе указывает продолжительность цикла, в числителе – количество високосных лет в этом цикле.
Естественно, циклы 11/62 и 74/417 являются наиболее точными и один из них, следовало бы взять за основу недельно-солнечного календаря. Данные циклы, как в прочем и другие предлагаемые, трудно запоминаемы в виду неравномерности распределения високосов внутри цикла, а с повторением его будут приходиться еще и на другие порядковые номера летоисчисления. По этой причине от них следует отказаться и применить способ определения цикла «вне правил» подходящий дробей, методом ввода поправок в изначальный цикл. Таковым циклом является первый пятилетний, состоящий из четырех простых и одного високосного годов.
За 400 лет в календаре с циклом 1/5 (80 пятилетних циклов) накопится ошибка в девять недель. Эти «лишние» недели можно исключить, если принять каждый 50-летний год простым, и еще дополнительно один високосный год в середине 400-летнего периода, например 205 г. Полученный таким образом цикл К = (1х80-1)/(5х80) =71/400, можно считать достаточно точным и приемлемым для вечного недельно-солнечного календаря. Ошибка календаря в одну неделю накопится за 23300 лет. Это довольно значительный период времени не только в «житейском» понятии, но и в астрономическом тоже.
Обобщим выше изложенный материал предлагаемого проекта. Недельно-солнечный календарь это календарная система, состоящая из цикла в 400 лет, из которых 71 – високосы. Простой календарный год содержит 364дня (52 недели), високосный – 371 день (53 недели). Годы, число лет которых делятся без остатка на пять – високосные, за исключением тех, которые делятся без остатка на 50 и 205 год цикла.
Сравнительный анализ внешних структур григорианского и недельно-солнечного календарей показывает их схожесть. Во-первых, равенством количества лет (400) и дней (365×400+97=364×400+7×71=146097) в цикле, следовательно, одинаковой точностью и положением относительно точки равноденствия. Во - вторых, четкостью и легкостью запоминания порядка чередования простых и високосных лет.
Ввод новой календарной системы, назовем ее всемирным стилем (в. ст.), с практической точки зрения благоприятно отразится на деятельности населения. Вообще различия в календарных системах будут незаметными, как и разность между средним и истинным солнечным временем.
В качестве внутренней структуры для недельно-солнечной системы приемлемы календари, содержащие 364 дня в году. Рассмотрим первый проект, представляющий собой модификацию календаря Конта. Здесь високосная неделя вводится в начале года с 1 по 7 января. Ее можно использовать как нерабочую для проведения новогодних праздников по случаю високосного года. За счет вставной недели длительность января в високосном году увеличена до 35 дней. В данном варианте календаря все внутренние структуры полностью согласованы с семидневками за счет четырех и пяти недельных месяцев.
Возьмем за основу в качестве второго проекта календарь Армелина и примем первым днем года (квартала) субботу. Тогда новогодние праздники будут приходиться всегда на выходные дни, а количество рабочих дней в месяцах квартала станет равным соответственно 21, 22, 22 при пятидневной трудовой неделе. Високосная неделя вставляется как самостоятельный период времени в начале года. В этой версии ее следует считать нулевым месяцем, состоящим из семи дней. Датировка вставной недели будет выглядеть следующим образом: например, четвертый день вставной недели 2020 года соответствует записи – 4.00.2020 г. С практической точки зрения не имеет значение вид отображения этой недели, как отдельным элементом или вводом ее в какой из либо месяцев с увеличением количества дней на 7.
Если в григорианском календаре количество дней уменьшить до 364 за счет сокращения, например 31 декабря, то он может использоваться в качестве постоянного для в. ст. Возможно это не лучший вариант, но он может устроить тех, кто отстаивает сохранение привычной, исторически сложившейся, структуры календаря. В данном варианте надлежит принять 1 января субботним днем, а вставку високосной недели ввести в конце июля. Ее можно использовать в качестве летних каникул с проведением, каких либо международных мероприятий. Каждая из стран независимо, от того какой вариант всемирного календаря будет принят, самостоятельно для себя решает - считать високосную вставку выходной или рабочей неделей.
Теория ввода календаря
В плане решения хронологических задач недельно-солнечный календарь с 400-летним циклом является весьма удобным. Отсчет нового цикла григорианского календаря начался с 1 января 2001 г. Его условно можно считать шестым от начала нашей эры, так как 2000/400 = 5. По этой причине необходимо теоретически, «задним числом» принять 2001 г. вводом любого из проектов недельно-солнечного календаря, независимо от того, в каком году, возможно, он будет принят в будущем. В этом случае совмещаются одинаковые по длительности циклы двух календарей и синхронизируются по времени на будущие и прошедшие годы. Предлагаемый метод позволит значительно упростить решения вопросов по календарным системам: вычисления годовых поправок, определения сроков введения нового календаря, дат религиозных праздников, моментов астрономических явлений и т. д.
Новый календарь удобно вводить в начале тех подходящих лет, у которых дни недели на 1 января в обоих календарях (григорианском и недельно-солнечном) совпадают. Практически, календарь можно принять в любом году. В этом случае он вводится несколько раньше или позже 1 января с таким расчетом, что бы день недели, приходящийся на начало года нового календаря совпал с подходящим аналогичным днем недели григорианского календаря.
Что касается религиозных организаций, то они без затруднений смогут перевести свои праздники на даты нового календаря (в. ст.). Например, так как поступает православная церковь, оставаясь приверженицей с. ст., расписывает святые дни на н. ст.
Недельно-солнечный календарь с циклом 71/400 открывает реальную перспективу принятия решения о вводе в. ст.
Праздничные дни
При вводе в. ст. у многих естественно возникнет вопрос о дате празднования дня рождения. Официально даты праздников и дни рождения переходят в неизменном виде на новый календарь, за исключением тех, которым в конце месяца не достанется числа. В этом случае они сместятся на начало следующего месяца. Некоторых не устраивает то, что за днем рождения закрепится на постоянно день недели. Григорианский календарь на один, а то и два дня периодически смещается относительно равноденствия, эти отклонения в новом календаре могут достигать прядка недели. Тогда с астрономической точки зрения даты рождения в любом случае условны, так как не всегда совпадают с «истинным» днем рождения.
В астрологии за каждым днем недели, как отмечалось ранее, закреплена планета - бог, влияющий на судьбы людей. Понедельник находится под покровительством Луны, вторник – Марса, среда – Меркурия, четверг – Юпитера, пятница – Венеры, суббота - Сатурна, воскресение - Солнца. Дата рождения не так часто совпадает с днем недели, в который собственно произошло это знаменательное событие для каждого человека. Тогда, если придерживаться позиции астрологии, возможно, следует устраивать праздник в свой день недели вблизи даты рождения и получить благосклонность планеты-покровительницы.
Все сказанное по возникшему вопросу очевидно не столь важно. Самое главное не забывать родных, близких, друзей и вовремя поздравлять с торжественными календарными датами. Тогда есть большая уверенность в том, что это будет взаимно.
06.02.2013 г. / Стрижак Василий Васильевич/ г. Речица, Гомельская обл.